Обогрев руля своими руками

Электрооборудование
Аватара пользователя
MaxU
Ефрейтор
Ефрейтор
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 03 май 2012, 11:05
Город: Нижний Новгород
Авто: ASX 1.6 MT S13 U17
Прошлый авто: FF II
Поблагодарили: 1 раз

Обогрев руля своими руками

#1

Сообщение MaxU » 04 сен 2014, 11:53

Решил я обновить себе руль. То бишь, вставить всевозможные кнопки (благо инструкций на форуме на эту тему в изобилии Аудио+Круиз, Bluetooth) и обернуть в кожу. А раз будет кожа, то под кожу можно и обогрев поставить. Темы такой (как сделать самому) на нашем форуме не нашел, поэтому собрал инфу с других форумов и мало-помалу начал делать.

Выбор нагревательного элемента (НЭ).
Почитал, кто чем греет свой руль... кто нихромовую проволоку витками наматывает, кто из обогревов сидений жилы вытаскивает... скрыть это эстетично вряд ли получится.
Мой выбор пал на углеродные ленты шириной 20 мм производства "Автотерм" (производство находится в Москве).
Окружность руля, я намерял, 117 см. Заказал изделие ЭОР-115 состоящее из 3-х параллельных лент длиной 115 см соединенных единой ламелью из чистого никеля (как утверждается на сайте).
[ ссылка на изображение ] [ ссылка на изображение ]

Разметка.
Посоветовался с кожаных дел мастером. Он сказал что на руле в местах стыка кожаных лоскутов должны быть сделаны пропилы под швы (он делает только так). Чтобы не резать нагреватель, и не думать потом, как его соединять, решил что кожаных сегментов будет всего 2 - 1 большой почти на весь руль и 2-ой маленький на одну только среднюю спицу.
[ ссылка на изображение ]
Соответственно весь нагреватель будет располагаться в 1 сегменте, а провода для его подключения будут проходить из 1-го через 2-ой (по средней спице руля) внутрь руля.

Проверка улитки.
Подключение всего что находится на (в) руле происходит через блок подвижных контактов (в простонародье - улитка). Снимаем улитку. Разбираем её (корпус держится на защелках), и видим два шлейфа по 5+2 проводников.
[ ссылка на изображение ]
Широкие используются для подключения подушки безопасности. Хоть 2 из 4 свободны, использовать я их не стал. Из 10 узких не используются 4, вот их то я и задействовал для подключения НЭ. Для этого сделал 2 провода по 4 пина (разъемы одинаковые с обоих сторон улитки). Пины взял из оставшихся штатных проводов, после установки кнопок в руль. Точнее я купил еще один провод 4400A401 - в нем 6 нужных пинов и еще пару добавил из "оставшихся штатных" проводов :). Кстати, спасибо Олегу hod1nn за провод :yes:.
[ ссылка на изображение ]
Подключил НЭ через улитку к блоку питания и оставил так на 30 минут.
[ ссылка на изображение ]
Ток, на всей длине НЭ, составил 2.4А. Забегая вперед, скажу, что после обрезки лент по месту ток подрос до 2.9А (отрезал 8-10 см).
Зажимы использовал для лучшего контакта с лентами. Без них эти ламели очень сильно грелись (руками не удержишь). В то время как сами ленты не нагревались больше ~50 град.
За время тестирования шлейфы улитки не нагрелись ни на сколько - значит справляются с током.

Наклейка НЭ.
Клеить ленты я начал от центра. По периметру обода руля есть осевой шов (не знаю как он точно называется). Отталкиваясь от шва, я отметил синей шариковой ручкой риски (их хорошо видно под определенными углами освещения). По рискам наклеил на клей Момент центральную ленту. Дальше в стык с ней (без нахлестов и пропусков), по все длине, наклеил полоски ХБ изоленты (тряпочная) с обоих сторон.
[ ссылка на изображение ]
ХБ изолента мне попалась по толщине схожая с толщиной углеродных лент.
[ ссылка на изображение ]
Кому-то приходится клеить 2 слоя изоленты для компенсации 1 слоя НЭ. Некоторые режут изоленту вдоль, чтобы уменьшить расстояние между лентами. Я не резал, клеил как есть (ширина изоленты у меня была такая же, как ширина лент). Дальше с каждой стороны встык еще по ленте НЭ. Такая "расстановка" лент мне кажется наиболее удачной (равномерной): одна лента по центру (на внешнем радиусе), одна на передней стороне обода, и одна проходит прямо по "ямкам под пальцы" на тыльной стороне обода. Кстати, ленты достаточно эластичные, хорошо огибают любые неровности, не сборят.
Для подключения проводов к лентам НЭ я использовал те никелевые пластины, которые шли в комплекте с НЭ. Распрямил их, изогнул и подрезал, чтобы они перекрывали все три ленты. На внутреннюю сторону пластин припаял по проводу в тех местах где они накладываются на изоленту, а не на ленту НЭ.
[ ссылка на изображение ]
Провода от контактных пластин я с помощью острого крючка продел под границами между сегментами, как можно глубже (чтоб можно было канавки сделать для кожи, не задев провода). А уже в сегменте 2 я просто сделал прорези с боков средней спицы руля и провод утопил в эти прорези.
Пластины к лентам НЭ я приклеил на токопроводящий клей Контактол.
Дальше всё оставшееся пространство надо заклеить ХБ изолентой (также встык в один слой) включая поверхность всех спиц.
К сожалению на этом этапе я фоток не сделал и отдал руль на перетяжку кожей.
Кожу я выбрал потолще: во-первых, чтобы скрыть все огрехи; а во-вторых, чтобы руль был "побольше" в обхвате (после фокуса, я ловил себя на мысли что руль тонковат :)))).

Подключение.
К одному из проводов, "торчащих" из средней спицы я припаял клемму тип "О" и прикрутил на свободный болт к массе. Ко второму - ножевую клемму 6.4мм для подключения к выше обозначенному проводу.
[ ссылка на изображение ]
С другой стороны улитки на свой провод питание подвел с 3-го пина штекера С-415 который подключен после 13-го предохранителя (15А) и работает после включения АСС (там был раньше прикуриватель). Прикуриватели я перед этим "перевесил" с 3-го и 11-го пинов (13-й предохранитель) на 12-ый пин штекера С-415 (пина там не было, пришлось добавлять) который подключен через 19-й предохранитель (он вообще у нас не используется, хотя сам предохранитель вставлен - теже 15А) и не отключается при отключении зажигания. Спасибо Вадиму Сергеевичу VS за наводку :yes:. Давно хотел сделать прикуриватели независимыми от зажигания и АСС.
[ ссылка на изображение ]
Питание подвел, конечно, не на прямую, а через выключатель с индикатором. Выключатель врезал в заглушку слева под рулем.
[ ссылка на изображение ]

Результат.
[ ссылка на изображение ]
Зимой при -15 после ночной стоянки: через 5 минут руль уже не ледяной; через 10 минут - теплый; через 15 минут уже греешь об него замерзшие руки (если таковые имеются: свои или чужие, как в рекламе опелей), а за рычаг переключения передач браться после руля не хочется :))) салон к этому времени не успевает прогреться.
По ощущениям руль прогревается одновременно с креслами (штатный подогрев сидений в максимальном режиме), и так же как и с сиденьями есть точка после которой приходится его выключать, иначе становится не комфортно (горячо).

Смета.
Кожа в руль - 1500 р. вместе с работой
Нагревательный элемент - 500 р. + 350 р. доставка
Провод 4400A401 - 250 р.
Клей Контактол - 100 р.
Клей Момент - 50 р.
Выключатель - 50 р.

P.S.
Хотел еще реализовать отключение по термостату. Врезал под среднюю ленту термостат TLRS-9700.
[ ссылка на изображение ] [ ссылка на изображение ]
Хоть на нем и написано 50 градусов, работал он по идеальной схеме: в 45 град. выключал (разрывал цепь), в 35-38 включал. Не давал рулю разогреваться до не комфортной температуры.
Только вот проработал он ровно одну зиму и сдох (начал выключаться включаться каждую секунду). Пришлось исключить его из цепи. Заменить его не представляется возможным.
Обычно ставят термостаты KSD 301/302
[ ссылка на изображение ] [ ссылка на изображение ]
Такое устройство спрятать в руле посложнее будет, но может и работает оно дольше ... :thg: :thg: :thg:

Теперь думаю прикупить реле времени на 20-30 минут. Чтобы подогрев руля отключался сам, как это сделано с подогревом сидений.

Аватара пользователя
Semen77
Капитан
Капитан
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 22 сен 2013, 14:09
Город: Минск
Авто: ASX 1.6 МТ Серый (ДОрестайл)
Пробег: 41000
Прошлый авто: Mitsubishi Carisma 1.9 Td
Поблагодарили: 4 раза

#2

Сообщение Semen77 » 05 сен 2014, 18:07

MaxU молодец ! И спасибо за отчёт, комуто пригодится 100%.

Аватара пользователя
Qзя
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 595
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 11:10
Город: Моск.обл
Авто: Mazda CX-5,2.0 AT Supreme,150 л.с.,4WD,коричневый,
Пробег: 50000
Прошлый авто: ASX Instyle 2WD 1.8 чёрный,Ford Focus
:
Доброе сердце
Благодарил (а): 44 раза
Поблагодарили: 54 раза

#3

Сообщение Qзя » 05 сен 2014, 19:29

Как уже было неоднократно сказано, не перестаю удивляться работой мозга русского человека.+1
Соль жизни в поисках нового.

Dan52
Капитан
Капитан
Сообщения: 730
Зарегистрирован: 21 янв 2014, 21:21
Город: Нижегородская область
Авто: Hyundai Santa Fe, 2,4л., бензин белый перламутр
Пробег: 6500
Прошлый авто: ASX 1,6 серебро, VW Passat Alltrack
:
Участник ДРК 10 лет Участник ДРК 8 лет За участие в АйДа Владимир
Благодарил (а): 681 раз
Поблагодарили: 289 раз

#4

Сообщение Dan52 » 06 сен 2014, 03:49

Молодец. Но вот кнопочку мог бы и покраше поставить. :)
Лучше быть пять минут трусом, чем всю жизнь покойником

NASA
Старший сержант
Старший сержант
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 06 июн 2012, 23:12
Город: Одесса
Авто: ASX Instyle (S23 MT)
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 6 раз

#5

Сообщение NASA » 06 сен 2014, 06:39

Сразу видно, что у автора руки из нужного места растут :D

Валерий_123
Полковник
Полковник
Сообщения: 2866
Зарегистрирован: 10 ноя 2013, 20:14
Город: Краснодар
Авто: ASX S08 MT Белый
Пробег: 105000
Прошлый авто: Шевроле Ланос
:
За активность - Серебро Всегда готов
Благодарил (а): 543 раза
Поблагодарили: 567 раз

#6

Сообщение Валерий_123 » 06 сен 2014, 09:58

Автор красавчик :roll: сам бы замутил такое,но кожей с завода руль обтянут,жалко снимать ее

Аватара пользователя
светланчик
Маршал ASX
Маршал ASX
Сообщения: 5265
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 12:13
Город: Мурманск
Авто: подросший ASX OUTLANDER 2.4
Пробег: 6
Прошлый авто: AVEO. MITSUBISHI ASX
:
Участник ДРК 10 лет Участник ДРК 8 лет Золотые руки
Благодарил (а): 515 раз
Поблагодарили: 699 раз

#7

Сообщение светланчик » 06 сен 2014, 12:56

Молодец!! :idea: :pl1: А мне зимой нравится пока прохладно, управлять в кожаных перчатках!!

Аватара пользователя
MaxU
Ефрейтор
Ефрейтор
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 03 май 2012, 11:05
Город: Нижний Новгород
Авто: ASX 1.6 MT S13 U17
Прошлый авто: FF II
Поблагодарили: 1 раз

#8

Сообщение MaxU » 07 сен 2014, 01:00

Dan52 писал(а):Молодец. Но вот кнопочку мог бы и покраше поставить.

Спасибо, кнопку краше пока не нашел... Смотрел у -=ZYGARD=-, ничего не приглянулось.

Аватара пользователя
MaxU
Ефрейтор
Ефрейтор
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 03 май 2012, 11:05
Город: Нижний Новгород
Авто: ASX 1.6 MT S13 U17
Прошлый авто: FF II
Поблагодарили: 1 раз

#9

Сообщение MaxU » 08 сен 2014, 09:28

valeriy_123 писал(а):Автор красавчик :roll: сам бы замутил такое,но кожей с завода руль обтянут,жалко снимать ее

Кожу не трудно снять. Достаточно порезать нитки. А одеть родную кожу на "утолщенный" руль можно при помощи «спрея-растяжки» для кожи.

Аватара пользователя
MaxU
Ефрейтор
Ефрейтор
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 03 май 2012, 11:05
Город: Нижний Новгород
Авто: ASX 1.6 MT S13 U17
Прошлый авто: FF II
Поблагодарили: 1 раз

#10

Сообщение MaxU » 16 сен 2014, 09:41

Важное дополнение.

headli писал(а):клей какой и где использовали?нашел два вида токопроводящего с серебром или графитом.


Я использовал Контактол с серебром. Он, по описанию, термоустойчивый и высокопроводимый. (Тот что на графите, с приставкой "радио" имеет бОльшее сопротивление).
Клеил им контактные пластины (те к которым припаяны провода) к лентам. Если не клеить, то пластины греются значительно больше чем сами ленты. Появятся две горячие точки на руле.

Аватара пользователя
rbkkooba
Капитан
Капитан
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 21:31
Город: Череповец
Авто: Out III 2.4 4wd
Прошлый авто: Lancer IX -->ASX Intense Japan --> Out III 2.4
:
За активность - Серебро
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 15 раз

#11

Сообщение rbkkooba » 16 сен 2014, 11:17

как вариант можно было взять штатную кнопку сонар с индикатором и стравить с нее буковку с рисунком. За умелые руки плюс!
лопата=4wd

Аватара пользователя
MaxU
Ефрейтор
Ефрейтор
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 03 май 2012, 11:05
Город: Нижний Новгород
Авто: ASX 1.6 MT S13 U17
Прошлый авто: FF II
Поблагодарили: 1 раз

#12

Сообщение MaxU » 16 сен 2014, 11:46

rbkkooba писал(а):как вариант можно было взять штатную кнопку сонар с индикатором и стравить с нее буковку с рисунком. За умелые руки плюс!

А как их стравить? Мне кажется, что эти "надписи" сделаны из полупрозрачного материала (светятся при включенных габаритах) и "вплавлены" в кнопку, а не нарисованы на поверхности.
В нижней части кнопки - это наверное пищалка.

Аватара пользователя
13
Старшина
Старшина
Сообщения: 171
Зарегистрирован: 21 янв 2014, 20:41
Город: Саратов
Авто: ASX S01 MT W55
Пробег: 45678
Прошлый авто: ВАЗ 2114
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 3 раза

#13

Сообщение 13 » 07 мар 2015, 21:10

MaxU
Здравствуйте, огромное спасибо, очень полезно, буду тоже делать
ЖИЗНЬ В ЛЮБВИ

Аватара пользователя
mishanya069
Старший сержант
Старший сержант
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 18 апр 2012, 23:13
Город: тверь
Авто: ASX s08 mt берюза
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 10 раз

#14

Сообщение mishanya069 » 17 мар 2015, 18:43

Молодец :roll:



Вернуться в «Вопросы по электрике»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 19 гостей